- бегуны
бегуны́, один из толков беспоповского направления старообрядчества,альтернативные названия странники, пустынники, сопелковцы. Толк возник в 1772 на юге Ярославской губернии, в Пошехонье. Основатель бывший солдат Евфимий, уроженец Переславля-Залесского. Духовный центр село Сопелки в 16 км от Ярославля. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с «антихристовой властью», выражавшееся, по их мнению, в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. В отличие от большинства беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная физическая личность, а именно царь Пётр I, поэтому царскую власть они считают «апокалипсическим зверем». Для вероучения бегунов характерна проповедь полного социального нигилизма. Они призывают порвать все связи с обществом, не иметь дома, постоянно странствовать и скрываться. Со временем у бегунов появились так называемые «жиловые», которым вменяется в обязанность давать пристанище странствующим. Сами же они обычно выполняют обет странствия лишь формально: перед приближением смерти «жилового» выносят в сад или тайник. Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в укромных местах, никак не отмечая могилы.
Бегуны не признают крещения, совершённого в любом другом вероисповедании, поэтому переходящие к ним должны обязательно перекрещиваться. У бегунов каждый крестит себя сам, чтобы быть совершенно уверенным в том, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом. К браку бегуны относятся по-разному: одни из них придерживаются безбрачия, другие же вступают в брак, при заключении которого дают обет верности.
Численность бегунов всегда была небольшой, однако из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории страны. Бегуны встречаются в Томской области, а также в Ярославской, Саратовской, Пермской и Кемеровской областях России. За её пределами они обитают в Тургайской области Казахстана и Могилёвской области Белоруссии, но везде малочисленны.
Внутри бегунского толка обособились отдельные группы, например безденежники (антипово согласие), которые отказались от денег, считая, что на них стоит печать Антихриста; статейники (иерархиты), создавшие свою собственную иерархию во главе с основателем этой группы, именовавшимся «патриархом»; противостатейники, брачные странники и др.
О. Е. Казьмина
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.